Противоречит ли йога науке? Многие вещи, о которых говорит йога, в науке неизвестны?
Нет, противоречия нет. Действительно, есть очень много общего в науке и в йоге. И наука и йога занимаются исследованием человека и Вселенной. И в науке и в йоге свято уважают принцип здравого смысла и логики в этом изучении. И в науке и в йоге именно опыт и эксперимент являются критерием истинности того или иного воззрения или теории. В йоге это нашло отражение в, так называемом, втором принципе йоги.
Вместе с тем, есть ряд довольно серьезных отличий между йогой и тем, что мы называем современной наукой. Самое фундаментальное отличие имеет морально-этическую природу и напрямую связано с, так называемым, первым принципом йоги. Заключается он в том, что йог всегда будет стремиться не причинять ни одному живому существу страданий, если это не вызвано крайней необходимостью при исследовании законов мироздания и самого себя. В то время как ученый вовсе не обременен никакими сдерживающими факторами такого характера. Единственное, что может до какой-то степени в моральном плане влиять на исследование ученого, это косвенное воздействие культурной среды, в которой вырос, живет или работает ученый. Но это влияние очень разное, например, в фашистской Германии или Японии могли делать бесчеловечные опыты над людьми, считая их существами второго сорта, в то же время в других странах это считалось неприемлемо, но там проводили ужасные опыты над заключенными и животными, иногда без всякой определенной цели. Конечно, человечество иногда вынужденно ставить такие эксперименты на живых существах, чтобы спасти еще большее количество живых существ. Но, когда можно обойтись без страданий в получении того же самого результата, многие ученые идут, как им кажется «прямым путем», то есть даже не задумываются о цене мучений. У врачей хоть в отношении людей есть клятва Гиппократа: «не навреди». Ученый не ограничен в своих исследованиях ни в чем, а многие даже гордятся этим, называя это «беспристрастностью». То есть йогом может называться и стать только тот человек, который, в первую очередь, выполняет первый принцип йоги или принцип гуманизма и доброты. Ученым может стать каждый человек мало-мальски развивший разум, будь этот человек даже маньяк, садист, хладнокровный убийца. Если раньше в среде ученых, которые, в общем, были гуманистически настроены под влиянием отголосков религиозных и общечеловеческих норм, относились нетерпимо к таким людям, то теперь наука все больше напоминает интеллектуальное ремесло, где главное - быстрый результат, без всякой ответственности за последствия. Если раньше безнравственность и фальсификация научной деятельности была позором и ученый слыл образцом честности, гуманизма и неподкупности, то теперь можно встретить весьма сомнительных личностей, которые борются за место под солнцем, пользуясь своим разумом как животное, которое клыками борется за жизнь, и пишут сомнительные статьи для получения финансирования повседневного явления. Йог же скорее вообще откажется получать какое-либо знание, чем получать его с причинением ненужных страданий живым существам. Конечно, как и в науке, в йоге встречаются псевдойоги, которые только прикрываются йогой для достижения своих, не имеющих отношения к йоге целей. Но в йоге, в отличие от науки, принципы гуманизма провозглашены и закреплены в самой системе познания и самопознания.
Второе серьезное отличие между наукой и йогой заключается в выборе точки отсчета в познании. Для ученого - это некая внешняя точка отсчета или её иногда называют объективной реальностью. То есть все эксперименты, подтверждающие правильность любой выдвинутой теории должны давать одинаковый результат относительно внешних наблюдателей. Для йога такой точкой отсчета должно стать «я» самого йога, ибо только так он может проводить исследования, которые могут растянуться, скажем, на несколько его жизней. Результат должен быть воспроизводим именно при наблюдении с этой точки отсчета. В тоже время, та часть результата, которая может наблюдаться во вне и быть отслежена другими наблюдателями, должна воспроизводиться, как и у ученых во вне. Таким образом, точка отсчета ученых, это как бы частный случай точки отсчета йоги. Как следствие этой разницы, наука и йога получают разные интерпретации одних и тех же явлений.
Например, в современной науке известны сейчас только четыре вида взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное. Такое явление как сознание, ученые склонны объяснять как нечто произведенное этими взаимодействиями. В йоге же считается, что сознание - это самосущее явление, не опирающееся на энергию, но и энергия является порождением некой единой сущности - Праны. И таких различий много.
Правда, знания йоги в своей массе, вероятно, исчезли, а мы имеем в распоряжении лишь его крупицы. Поэтому бывает трудно до конца расшифровать истинный смысл тех или иных положений в йоге. Из-за этого бывают многочисленные ошибки, которые подхватывают и тиражируют средства массовой информации в виде всякого рода «истин последней инстанции» от йогов. Это приносит серьезный ущерб имиджу йоги в глазах серьезных ученых, которые начинают йогу ставить в один ряд с откровенно мракобесными учениями. Хотя тому бедственному положению, в котором находится сейчас йога в связи со своим исчезновением, уже мало что может повредить.
Наконец, не стоит забывать, что то, что мы называем наукой, оформилось всего лишь триста - четыреста лет назад, в то время как учению йоги несколько тысячелетий. Поэтому современные ученые, может быть, просто не успели переоткрыть часть знаний, дошедших с древности в системе взглядов йоги. Это также может служить причиной кажущегося внешнего отличия йоги и науки.
_________________ Крышу снесло, а нам все равно! Достроим этаж - поймаем кураж! Это очень важно - Жить многоэтажно!
|