Йога стремительно исчезает.
Серьезное изучение текущего положения дел в области сохранения культурного наследия йоги однозначно показывает, что йога стремительно исчезает. То обилие информации о йоге, которое сейчас, как кажется, захлестнуло страны Востока и Запада, на поверку оказывается всего лишь иллюзией. К сожалению, увеличение количества книг, журналов, фильмов по йоге идет вместе со стремительным падением качества той информации, которую они содержат. Зачастую, качество этой информации ниже критического уровня до такой степени, что скорее запутывает человека интересующегося йогой, нежели помогает ему разобраться в этом древнем учении. Спасти положение могут лишь чрезвычайно решительные действия по спасению этой грандиозной системы самопознания, которой является йога. В первую очередь, нужны квалифицированные преподаватели йоги, которые, с одной стороны, разбирались бы в древнем знании йоги, а с другой стороны, смогли бы донести его до современных людей на понятном для них языке. Если не будет таких людей, то знание йоги будет не востребовано и постепенно исчезнет.
К сожалению, в современном мире мы наблюдаем две одинаково неэффективных стратегии по сохранению знаний йоги.
Первая стратегия - это поверхностное коммерческое и несерьезное отношение к йоге, которое демонстрируют нам страны Запада, и, в первую очередь, Америка, где йога низведена до уровня то ли зарядки, то ли акробатики. В узких кругах эта тенденция в йоге называется «Йога Попса» (То есть, йога на очень примитивном уровне для людей, падких на рекламу и моду).
Действительно, как-то необычно воспринимаются люди, которые занимаются йогой в кроссовках, с применением немыслимого числа разного рода приспособлений, ведь единственное, что нужно для занятий йогой - это ровный пол и коврик. Но все-таки у этой стратегии есть и свои положительные моменты. К положительным сторонам этой тенденции можно отнести ту массовость, которую она приобрела на Западе, где чуть ли ни каждый второй человек хотя бы раз занимался йогой, чего нельзя сказать даже о странах Востока.
Вторая стратегия - это попытка воссоздать маленькую «Индию» внутри той или иной школы йоги на Западе, заставить всех жить на «индийский манер»: одеваться, питаться, общаться. Попытка навязать нормы поведения, которые естественны на Востоке и просто немыслимы на Западе: это когда ученик должен падать ниц при появлении учителя или когда женщины должны заниматься отдельно от мужчин, дабы не вводить последних в искушение. Такие попытки всегда очень напоминают попытку создать какую-то новую религиозную секту, а не распространять знание йоги. Понятно, что желающих участвовать в таких организациях не так много, как бы того хотелось организаторам такого подхода в распространении йоги. Самое обидное, что тот «индийский» образ жизни, который пытаются представить в этих организациях как истинно "йоговский", не имеет никакого отношения к йоге. Этот образ жизни сложился исторически сравнительно недавно. Образ жизни людей во времена расцвета йоги был, по-видимому, совершенно другим, имеющим очень далекое сходство с тем, что сейчас пытаются навязать людям Запада. В узких кругах йоги такая тенденция называется «Йога Хинду». (Или йога, где слишком много индусского колорита, обычаев, а иногда и простого суеверия широких масс населения стран Востока).
Но все же и у этой стратегии есть свои сильные стороны. К положительным сторонам этой тенденции можно отнести, что иногда встречается очень глубокое понимание теории и практики йоги у людей, придерживающихся этого подхода. Иногда, даже бездумно копируя какие-то элементы жизни в странах Востока, они также без искажения передают и те крупицы мудрости, которые дошли до нас с древних времен.
Таким образом, мы видим две тенденции: одну совсем несерьезную, другую слишком серьезную, но, к сожалению, эта серьезность мало имеет отношения к йоге.
В результате, современному миру нужен совершенно новый подход.
_________________ Крышу снесло, а нам все равно! Достроим этаж - поймаем кураж! Это очень важно - Жить многоэтажно!
|