GOGOT - Состояние Позитивного Равновесия https://gogot.info:80/forum/ |
|
Обзорный курс. https://gogot.info:80/forum/viewtopic.php?f=14&t=18 |
Страница 1 из 3 |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:10 ] |
Заголовок сообщения: | Обзорный курс. |
Йога – это единое, целостное учение. Различные разделы йоги приводят к одному и тому же результату. Видов йоги очень много. В Школе йоги традиции Анандасвами насчитывается более двух десятков видов йог, а изучается 15 – 16. До наших дней в наилучшем виде дошла хатха-йога – йога, в первую очередь работающая с физическим телом. У нас есть способности из которых рождаются различные йоги. Из способности дышать рождается пранаяма или дыхательная йога. У нас есть глаза, порой наш разум выдает неосознанные реакции на формы, которые мы видим - появляется раздел янтра-йога. У композиторов есть способность слышать музыку сфер и записывать ее - это раздел нада-йоги. Вопросы секса, взаимоотношения мужчины и женщины попадают под категорию триады йог – йоги союза, тантра-йоги и йоги влюбленности. Способность проявлять властные навыки стала предпосылкой для возникновения раздела раджа-йоги. Какие еще виды йоги существуют? Что такое «тонкие» йоги? Как передавались знания йоги? Сколько же всего йог? Ответы на эти вопросы вы узнаете, ознакомившись с материалом семинара «Виды йоги». |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
Обзорный курс по видам йоги. Йоге нельзя научить, но йоге можно научиться. Задача каждого из нас – переоткрыть йогу внутри себя. Если есть возможность пустить в ход руководство по изучению той или иной йоги, надо его использовать. Если же такой возможности нет, придется переоткрывать. Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами. ВАЖНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ Никто не знает, когда именно возникла наука йоги. Известно только, что тысячелетия тому назад. Сначала знания йоги передавались устно: от учителя – ученикам, затем – в письменной форме. Считается, что до нас дошли четыре письменных свидетельства йоговского знания – четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. В древности йога была одной из важнейших систем, она позволяла человеку раскрыть заложенный в нем потенциал, самореализоваться. В трудные времена, а таких периодов на протяжении человеческой истории было много, йога помогала людям выживать. До наших дней, к сожалению, дошли крупицы знаний. Йога – это единое, целостное учение. Различные разделы йоги приводят к одному и тому же результату. Видов йоги очень много. В Школе йоги традиции Анандасвами насчитывается более двух десятков видов йог, а изучается 15 – 16. Высшие йоги изучаются только после того, как человек поднялся по всем ступеням базовых йог. Только тогда он сможет ухватить суть так называемых «тонких» йог. До наших дней в наилучшем виде дошла хатха-йога, работающая в первую очередь с физическим телом. Йога – наследие более древнего знания, которое, постепенно исчезая, все же частично дошло до нас. Вероятно, мы являемся наследниками другой цивилизации. В школах йоги существуют байки по поводу сохранившегося знания, согласно им, знания йоги – некие духовные семена, которые ждали своего подходящего часа, чтобы прорасти. В течение многих столетий человечество не было готово полностью воспринять эту информацию, для этого не было ни материальных, ни социальных условий: череда эпидемий, революций, войн. И в то же время знание йоги сохранилось. Существует гипотеза о том, что знание йоги хранилось на севере, где именно доподлинно неизвестно. С территории Индии можно считать севером Гималаи, с территории Афганистана или Ирана – Россию, со стороны России север – это Северный полюс. Есть только расплывчатое указание на то, что цивилизация, обладающая знанием йоги, находилась на севере. По каким-то причинам эта цивилизация стала исчезать, тогда мудрецы предупредили последователей о наступающих тяжелых временах. Они сказали, что жизнь в предстоящие эпохи будет крайне тяжелой, все знания потеряются и будет единственное место, которое беды и разрушения обойдут стороной, находится оно где-то в районе Гималаев, Непала, Индии. Последователи, вняв наставлениям мудрецов, стали мигрировать с севера на территорию современной Индии. Этот процесс длился не одно поколение. По мере продвижения от основной массы отпочковывались и оседали на месте группы людей, которые не хотели продолжать путь. Иногда они начинали враждовать друг с другом, но ядро – носители знания йоги – дошли до современной Индии, Непала и донесли учение в место, где оно должно было храниться. Последующие события подтвердили слова мудрецов. Отпочковавшиеся группы некоторое время хранили знание йоги, но с началом эпидемий и войн остро встал вопрос физического выживания. Знание йоги стало теряться быстрее, чем в Индии. К тому же в процессе миграции люди шли с севера на юг, в совершенно незнакомые условия. Это было очень опасным мероприятием. Именно тогда возникли более практичные виды йоги - они помогали людям выжить. Сейчас это называют первобытной магией, но это не была магия, во всех методах было ядро знания йоги, которое, как двигатель, оживляло любую практику. В среде востоковедов есть мнение, что четвертая веда – Атхарваведа – возникла именно в процессе миграции. В ней присутствуют некие заклинания как положительного, так и отрицательного характера. Вероятно, это были те тонкие практики, которые позволяли справляться с врагами и с неустройством в жизни. Почему многие практические йоги стали постепенно исчезать? Потому что язык стал меняться, а он был основой знания йоги. В ведическом языке на первом месте стояло произношение и лишь потом написание. Это означает, что одно и то же слово могло быть написано разными буквами, лишь бы фонетика передавалась! Причина в следующем: в древнем языке слова – это мантры. Никто, даже под страхом смерти, не стал бы коверкать произношение в угоду написанию. В одной школе йоги писали с использованием одних букв, во второй – других букв. Складывалось впечатление, что это две разные йоги и сей факт добавлял путаницу. Поэтому сохранилось небольшое количество йог. Сколько же всего йог могло бы быть? Разновидностей йог столько, сколько проявлений жизни человеческого существа. У нас есть физическое тело, которое может принимать статические положения - возникает раздел йоги под названием Хатха-йога. У нас есть способность дышать - из этой способности рождается пранаяма или дыхательная йога. У нас есть глаза, порой наш разум выдает неосознанные реакции на формы, которые мы видим - появляется раздел янтра-йога. У композиторов есть способность слышать музыку сфер и записывать ее - это раздел нада-йоги. Вопросы секса, взаимоотношения мужчины и женщины попадают под категорию триады йог – йоги союза, тантра-йоги и йоги влюбленности. Способность проявлять властные навыки стала предпосылкой для возникновения раздела раджа-йоги. Этот перечень можно продолжать еще долго. Но так называемые «тонкие» йоги дошли до нас в очень небольшом объеме. В жизни древних людей остро стоял вопрос физического выживания, поэтому исторически сложилось так, что до нас дошли, «приземленные», но основательные йоги, в первую очередь, хатха-йога. И это правильно, потому что если не подготовлен фундамент – крепкое физическое тело – о каких медитациях и музыке высших сфер можно говорить? Именно поэтому Запад заинтересовался, в первую очередь, хатха-йогой. Возьмем ситуацию с тантра-йогой. Еще сто пятьдесят лет назад Запад не знал об этом разделе йоги, знание было, но не могло быть воспринято в тех условиях: никому бы и в голову не пришло говорить о сексуальных практиках в Викторианскую эпоху, но стоило случиться двум ужасным войнам, возникнуть новому поколению шестидесятников и эта тема начала обсуждаться. С джнана-йогой тоже очень любопытная ситуация. Начиная изучать этот раздел йоги, у вас появляется понимание положений современной науки об устройстве нашего мира. Джнана-йога говорит о том же, только с иных позиций. При этом она не опирается на науку - ни на математику, ни на физику. Эти знания возникли сами по себе. Именно поэтому желательно предельно серьезно относиться к каждому разделу йоги. Он может оказаться кладезем в современной жизни, в том числе и в вашем конкретном случае. Любой новый вид человеческой деятельности можно превратить в раздел йоги, если понятно древнее запредельное ядро – основа знания йоги. Это ядро знания йоги не поддается описанию словами, например, в книге, оно выше слов и выше мыслей, но, ухватив его, можно оживить, сделать йогой любую деятельность. Еще один важный момент. Йога проникала из Индии в другие страны, на почву других культур. Появлялась некая аналогия знания йоги, но словом «йога» там и не пахло. В странах Востока с проникновением йоги возник суфизм. Высшие поучения этого направления – та же йога, термины и практики другие, но суть – та же. Возьмем страны Тибета. Там другая группа учений, некоторые из них называются словом «йога». В первую очередь, это шесть йог Наропы. Ядро практик тантрических буддистов или последователей дзогчен – йоговское, но выражается в другом культурном пласте. Например, в тантрическом буддизме йога базируется на религиозном пласте, хотя, как мы помним, йога – вне религии. Возьмем Китай с его многочисленными боевыми искусствами. Монастырь Шао Линь был основан Бодхидхармой, который был индусом по происхождению. И это так называемый чань иди дзен буддизм – одна из разновидностей тантрического буддизма. Получается, что когда знание дошло до предгорья Гималаев, от него начали отпочковываться ростки. Поэтому, если вы начнете разбираться в ядре знания йоги, вы обнаружите, что начинаете понимать совсем другие традиции. Более того, начнете понимать, где у них перекосы, потому что есть, с чем сравнить. В то же время вы всегда найдете общий язык с представителем любой философской системы, будь-то лама или суфий. Таким образом, эти традиции также можно назвать разновидностями йоги, хотя слово «йога» там и не присутствует. Ядро йоги – это знание, которое приходит после долгой практики - его нельзя передать, человек его переоткрывает, как говорится, "на своей собственной шкуре". Любой человек может переоткрыть йогу? Да, йогу может переоткрыть любое живое существо, обладающее человеческим телом - такой ответ дает аксиоматика йоги. Все, что было открыто в древности, может быть переоткрыто здесь и сейчас. Правда, придется постараться |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
МАНТРА-ЙОГА Мы все умеем говорить. Процесс речи не такой простой. Он напрямую связан с процессом мыслеобразования, а процесс мыслеобразования напрямую связан с тем, что называется энергией кундалини. В известном смысле слова мантра-йоги – это использование энергии кундалини через вибрации слова и мысли. Существует методика, когда мы начинаем произносить определенные слова и использовать заложенную в нас энергию кундалини, которая поистине творит чудеса. Вы произносите ту или иную мантру, а эффект получаете совершенно неочевидный. Бывают мантры энергии, сознания и имен. Мантры имен – это те мантры, в которых в сбалансированном виде присутствуют и энергия и сознание. Мантра-йога считается одной из самых безопасных. Ею можно овладевать самостоятельно. |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
ДЖНАНА-ЙОГА У нас есть интеллект и способности размышлять, задавать вопросы, отвечать на них. Эти способности заложены нашей природой, потому что тот принцип, на котором построен интеллект (принцип разума) был создан одним из первых. Наш разум – это не изобретение чего-то нового, а всего лишь способ воспользоваться одним из основополагающих принципов во Вселенной. Принцип, по которому работает наш разум, везде во Вселенной. Принцип разума, во-первых, универсален, во-вторых, это определенный этап на пути, пройдя который, мы должны выйти на принцип сверхразума или интуиции. Таким образом, если есть способность размышлять, есть и йога, которая логически пытается разобраться во всех вопросах устройства Вселенной – джнана-йога (йога знания). Плоскость логики и интеллекта – это высокая плоскость, но есть высшая плоскость – сверхинтеллекта, высшей духовной интуиции. Она открывается не раньше, чем мы отработали плоскость интеллекта. Наша задача - развить интеллектуальные способности, и джнана-йога призывает нас все осмыслять интеллектуально, но тут же предупреждает: «Боже вас упаси сделать из разума Бога». К сожалению, у разума есть обратная сторона – если он неподвластен нам, то превращается в самого страшного нашего мучителя. Поэтому интеллектуально развитый человек страдает много больше в жизни, чем недалекий, который не осознает многих проблем. Наша обязанность – развивать разум, но в тоже время – ставить его под контроль. Если вы не научитесь выключать свой разум, вы не проникните в высшие духовные сферы. Разум вам будет одинаково доказывать, что Бог есть и Бога нет. Разум просто не в состоянии разобраться в этом, это не его вопросы, он не отвечает на них. Более того, разум склонен смотреть на все более в пессимистичном виде, нежели в оптимистичном. Джнана-йога опасна лишь тем, что сильный, но неподконтрольный разум – это монстр, который в первую очередь мучает вас самих. Когда разум работает, он работает на вас, но когда он бездельничает, он начинает вас убивать, поэтому надо уметь его отключать. |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
РАДЖА-ЙОГА Есть такое понятие – власть (над собой, над людьми, над обстоятельствами). Иногда мы сами применяем власть, иногда подчиняемся чьей-то власти, иногда принимаем чью-то власть. Понятие некой иерархии во Вселенной - очень сложное и неочевидное. Не будь его, не было бы мира. Если угодно, это некий договор: если нет власти, начинается развал. Если бы каждая клеточка вашего тела отказалась подчиняться вам, вы бы умерли, поэтому есть некая структура подчиненности. Каждая клетка нашего тела – живое существо, в общем-то, от нас независимое. Она может жить и в пробирке, но она на нас работает и принимает нашу власть. По какой причине она принимает нашу власть? Потому что в мире существует некая иерархия. Клетка, выполняя функции для нашего тела, взамен получает возможность очень быстрого духовного развития, то есть в следующей жизни душа этой клетки будет чем-то более серьезным. Настоящая власть возможна только в случае, если в обмен на подчинение вы будете дарить кому-либо духовную возможность. Это, несомненно, более ценно, чем быть вечно свободным одноклеточным. Такая пирамида наблюдается не только на уровне живого организма, но и на уровне страны. По-хорошему, в чем задача президента? Не в удваивании ВВП и т.д., а в обеспечении беспрепятственного духовного развития каждого индивида. А индивид, в свою очередь, сам справится со всеми поставленными задачами. В этом высший смысл власти. Наука раджа-йоги или управленческой йоги – это способность управлять собой и людьми. Но подчинять вы научитесь только тогда, когда научитесь сами подчиняться. Только тот способен управлять окружающими, кто способен управлять собой. Власть легко получить, но очень трудно удержать. Раджа-йога учит нас правильному использованию харизмы, умению психологически расположить к себе людей, повлиять на них. Как правило, сильные политики, управленцы обладают этими способностями от природы. Но, согласно йоге, если человек чем-то обладает в этой жизни, значит, он много времени потратил в прошлой жизни, чтобы это получить. Делая известные психические упражнения, человек может в течение этой жизни получить те же способности. Овладевать раджа-йогой можно самостоятельно, но есть опасность, что вас «понесет» и вы «понесете» с собой людей, если вы еще не обладаете высшим духовным знанием. |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
КАРМА-ЙОГА Все мы работаем. Этот факт обусловлен нашей кармой. Но работа – это не проклятие, а великий шанс. Наша задача - избавиться от отрицательной кармы и накопить положительную. Как избавиться от отрицательной кармы? Сам факт, что Вселенная нам дарит хоть какой-то вид деятельности, даже тот, который мы не любим, это шанс нейтрализовать отрицательную карму, какой бы она ни была, накопить положительную, а в дальнейшем вообще подняться над плоскостью кармы. Об йогине, который вышел из поля действия кармы, говорят, что он свободный. Итак, работа, которую мы сейчас имеем, это великий шанс, во-первых, подняться в духовном развитии, во-вторых, устранить все негативные кармические последствия предыдущих действий. Любую работу можно обратить в йогу, чем бы вы ни занимались. Наука карма-йоги учит работать так, чтобы наша деятельность превращалась в йогу. Есть три уровня работников. Первый - самый низкий - работает из-за страха. Второй – из-за награждения. Третий, высший, это работник, который трудится не из-за страха или награждения, а потому что находит удовольствие в самом процессе работы. И, как ни странно, работой без страха и ожидания вознаграждения, мы отказываемся от своей положительной кармы и уничтожаем отрицательную карму. Карма-йога - абсолютно безопасная, если человек умеет отдыхать. Надо сделать ту часть работы, которая от тебя зависит, но и дать шанс высшим силам сделать свою часть работы, чтобы все сложилось. Поэтому работу надо чередовать с отдыхом. Овладевать карма-йогой можно самостоятельно, но, как ни странно, в карма-йоге как нигде нужен учитель. По одной причине. Человек просто не может себе представить, что можно так работать. Все его окружение показывает, что надо выть на работе, что зарплата маленькая и начальник - дурак, но, когда ты попадаешь под начало человека, который умеет работать, согласно карма-йоге, ты пропитываешься этим импульсом и автоматически начинаешь работать также. |
Автор: | Gogot [ 05 авг 2011, 15:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теоретическая часть |
БХАКТИ-ЙОГА У нас есть способность эстетически воспринимать мир. Бхакти-йога учит, что все то, что мы считаем красивым - это проявление некоего Высшего Принципа (можно называть его Абсолютом, Богом, как угодно). Нас тянет туда, где мы улавливаем это Высшее. И мы испытываем отвращение к тому, где мы Высшего не видим. Бхакти-йога призывает нас к чувственному постижению мира. Она говорит о том, что поиск и созерцание красивого – само по себе йога. За этой красотой стоит Высший Принцип, который сотворил весь этот мир. Бхакти-йога объясняет нам, что с Высшим можно общаться напрямую, без посредников. Наши эмоции - это своего рода инструмент, В Бхакти Йоге мы направляем этот инструмент на познание окружающей нас Вселенной, на познание Абсолют. Если мы настраиваем свое сознание на Высшее, мы словно поглощаемся им и учимся разговаривать с ним. В дальнейшем человек понимает, что цель его жизни – служение этому прекрасному. В бхакти-йоге есть одна опасность – это фанатизм. Если вам открылось Высшее в чем-то одном и вы, по своему недоразумению, начинаете считать, что только так оно и может открываться. Все остальное вы считаете грязным и некрасивым. На этом построены все религиозные склоки, все выяснения отношений. Поэтому и говорят, что человек придумал Бога. В том смысле, что он придумал образ, взяв самого себя и увеличив во много раз со всеми своими недостатками. Йога не «против» и не «за» религии, она прекрасно их дополняет. Если вам открылось Высшее через религию - очень хорошо. Если Высшее открылось через что-то другое – тоже хорошо. Это очень мощный метод сам по себе, потому что через созерцание прекрасного вы забываете об окружающем, вы естественным способом достигаете крайней степени концентрации и очень легко достигаете высшего состояния йоги - самадхи. Но обратная сторона, что вы вместо того, чтобы любоваться прекрасным, начинаете заставлять соседа тоже любоваться этим прекрасным. Это опасность, поэтому, если вам открылось что-то Высшее, то это не значит, что всем оно должно открыться также как вам. |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |