Обзорный курс по видам йоги.
Йоге нельзя научить, но йоге можно научиться. Задача каждого из нас – переоткрыть йогу внутри себя. Если есть возможность пустить в ход руководство по изучению той или иной йоги, надо его использовать. Если же такой возможности нет, придется переоткрывать.
Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами.
ВАЖНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
Никто не знает, когда именно возникла наука йоги. Известно только, что тысячелетия тому назад. Сначала знания йоги передавались устно: от учителя – ученикам, затем – в письменной форме. Считается, что до нас дошли четыре письменных свидетельства йоговского знания – четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. В древности йога была одной из важнейших систем, она позволяла человеку раскрыть заложенный в нем потенциал, самореализоваться. В трудные времена, а таких периодов на протяжении человеческой истории было много, йога помогала людям выживать. До наших дней, к сожалению, дошли крупицы знаний.
Йога – это единое, целостное учение. Различные разделы йоги приводят к одному и тому же результату. Видов йоги очень много. В Школе йоги традиции Анандасвами насчитывается более двух десятков видов йог, а изучается 15 – 16. Высшие йоги изучаются только после того, как человек поднялся по всем ступеням базовых йог. Только тогда он сможет ухватить суть так называемых «тонких» йог.
До наших дней в наилучшем виде дошла хатха-йога, работающая в первую очередь с физическим телом.
Йога – наследие более древнего знания, которое, постепенно исчезая, все же частично дошло до нас. Вероятно, мы являемся наследниками другой цивилизации. В школах йоги существуют байки по поводу сохранившегося знания, согласно им, знания йоги – некие духовные семена, которые ждали своего подходящего часа, чтобы прорасти. В течение многих столетий человечество не было готово полностью воспринять эту информацию, для этого не было ни материальных, ни социальных условий: череда эпидемий, революций, войн. И в то же время знание йоги сохранилось. Существует гипотеза о том, что знание йоги хранилось на севере, где именно доподлинно неизвестно. С территории Индии можно считать севером Гималаи, с территории Афганистана или Ирана – Россию, со стороны России север – это Северный полюс. Есть только расплывчатое указание на то, что цивилизация, обладающая знанием йоги, находилась на севере. По каким-то причинам эта цивилизация стала исчезать, тогда мудрецы предупредили последователей о наступающих тяжелых временах. Они сказали, что жизнь в предстоящие эпохи будет крайне тяжелой, все знания потеряются и будет единственное место, которое беды и разрушения обойдут стороной, находится оно где-то в районе Гималаев, Непала, Индии. Последователи, вняв наставлениям мудрецов, стали мигрировать с севера на территорию современной Индии. Этот процесс длился не одно поколение. По мере продвижения от основной массы отпочковывались и оседали на месте группы людей, которые не хотели продолжать путь. Иногда они начинали враждовать друг с другом, но ядро – носители знания йоги – дошли до современной Индии, Непала и донесли учение в место, где оно должно было храниться. Последующие события подтвердили слова мудрецов. Отпочковавшиеся группы некоторое время хранили знание йоги, но с началом эпидемий и войн остро встал вопрос физического выживания. Знание йоги стало теряться быстрее, чем в Индии. К тому же в процессе миграции люди шли с севера на юг, в совершенно незнакомые условия. Это было очень опасным мероприятием. Именно тогда возникли более практичные виды йоги - они помогали людям выжить. Сейчас это называют первобытной магией, но это не была магия, во всех методах было ядро знания йоги, которое, как двигатель, оживляло любую практику.
В среде востоковедов есть мнение, что четвертая веда – Атхарваведа – возникла именно в процессе миграции. В ней присутствуют некие заклинания как положительного, так и отрицательного характера. Вероятно, это были те тонкие практики, которые позволяли справляться с врагами и с неустройством в жизни. Почему многие практические йоги стали постепенно исчезать? Потому что язык стал меняться, а он был основой знания йоги. В ведическом языке на первом месте стояло произношение и лишь потом написание. Это означает, что одно и то же слово могло быть написано разными буквами, лишь бы фонетика передавалась! Причина в следующем: в древнем языке слова – это мантры. Никто, даже под страхом смерти, не стал бы коверкать произношение в угоду написанию. В одной школе йоги писали с использованием одних букв, во второй – других букв. Складывалось впечатление, что это две разные йоги и сей факт добавлял путаницу. Поэтому сохранилось небольшое количество йог.
Сколько же всего йог могло бы быть? Разновидностей йог столько, сколько проявлений жизни человеческого существа.
У нас есть физическое тело, которое может принимать статические положения - возникает раздел йоги под названием Хатха-йога. У нас есть способность дышать - из этой способности рождается пранаяма или дыхательная йога. У нас есть глаза, порой наш разум выдает неосознанные реакции на формы, которые мы видим - появляется раздел янтра-йога. У композиторов есть способность слышать музыку сфер и записывать ее - это раздел нада-йоги. Вопросы секса, взаимоотношения мужчины и женщины попадают под категорию триады йог – йоги союза, тантра-йоги и йоги влюбленности. Способность проявлять властные навыки стала предпосылкой для возникновения раздела раджа-йоги. Этот перечень можно продолжать еще долго. Но так называемые «тонкие» йоги дошли до нас в очень небольшом объеме. В жизни древних людей остро стоял вопрос физического выживания, поэтому исторически сложилось так, что до нас дошли, «приземленные», но основательные йоги, в первую очередь, хатха-йога. И это правильно, потому что если не подготовлен фундамент – крепкое физическое тело – о каких медитациях и музыке высших сфер можно говорить? Именно поэтому Запад заинтересовался, в первую очередь, хатха-йогой.
Возьмем ситуацию с тантра-йогой. Еще сто пятьдесят лет назад Запад не знал об этом разделе йоги, знание было, но не могло быть воспринято в тех условиях: никому бы и в голову не пришло говорить о сексуальных практиках в Викторианскую эпоху, но стоило случиться двум ужасным войнам, возникнуть новому поколению шестидесятников и эта тема начала обсуждаться. С джнана-йогой тоже очень любопытная ситуация. Начиная изучать этот раздел йоги, у вас появляется понимание положений современной науки об устройстве нашего мира. Джнана-йога говорит о том же, только с иных позиций. При этом она не опирается на науку - ни на математику, ни на физику. Эти знания возникли сами по себе. Именно поэтому желательно предельно серьезно относиться к каждому разделу йоги. Он может оказаться кладезем в современной жизни, в том числе и в вашем конкретном случае. Любой новый вид человеческой деятельности можно превратить в раздел йоги, если понятно древнее запредельное ядро – основа знания йоги. Это ядро знания йоги не поддается описанию словами, например, в книге, оно выше слов и выше мыслей, но, ухватив его, можно оживить, сделать йогой любую деятельность.
Еще один важный момент. Йога проникала из Индии в другие страны, на почву других культур. Появлялась некая аналогия знания йоги, но словом «йога» там и не пахло. В странах Востока с проникновением йоги возник суфизм. Высшие поучения этого направления – та же йога, термины и практики другие, но суть – та же. Возьмем страны Тибета. Там другая группа учений, некоторые из них называются словом «йога». В первую очередь, это шесть йог Наропы. Ядро практик тантрических буддистов или последователей дзогчен – йоговское, но выражается в другом культурном пласте. Например, в тантрическом буддизме йога базируется на религиозном пласте, хотя, как мы помним, йога – вне религии.
Возьмем Китай с его многочисленными боевыми искусствами. Монастырь Шао Линь был основан Бодхидхармой, который был индусом по происхождению. И это так называемый чань иди дзен буддизм – одна из разновидностей тантрического буддизма. Получается, что когда знание дошло до предгорья Гималаев, от него начали отпочковываться ростки. Поэтому, если вы начнете разбираться в ядре знания йоги, вы обнаружите, что начинаете понимать совсем другие традиции. Более того, начнете понимать, где у них перекосы, потому что есть, с чем сравнить. В то же время вы всегда найдете общий язык с представителем любой философской системы, будь-то лама или суфий. Таким образом, эти традиции также можно назвать разновидностями йоги, хотя слово «йога» там и не присутствует.
Ядро йоги – это знание, которое приходит после долгой практики - его нельзя передать, человек его переоткрывает, как говорится, "на своей собственной шкуре".
Любой человек может переоткрыть йогу? Да, йогу может переоткрыть любое живое существо, обладающее человеческим телом - такой ответ дает аксиоматика йоги. Все, что было открыто в древности, может быть переоткрыто здесь и сейчас. Правда, придется постараться
_________________ Крышу снесло, а нам все равно! Достроим этаж - поймаем кураж! Это очень важно - Жить многоэтажно!
|